Макро-возможности микро-бизнеса в 21 веке: прорывы, провали и перспективы самых крутых стартапов, ИП, малых и средних B2B & B2C бизнесов на планете, и уроки для МСБ в России и странах ЕЭС
Этот МК посвящен тому, как вдохновить владельцев и менеджеров на изменение мира. Малый и средний бизнес — основа большинства современных экономик. На их долю приходится от половины до двух третей общего ВВП, в них занято подавляющее большинство людей, а в последние годы с ростом числа стартапов
— по определению очень маленьких компаний с очень большими идеями — малые и средние компании стали одним из основных двигателей бизнес-инноваций, изобретений и НИОКР.
Традиционные преимущества крупного бизнеса исчезают
Традиционные преимущества, которые до сих пор имел крупный бизнес перед малым, постепенно исчезают перед лицом технологических изменений.
Одним из самых больших преимуществ крупного бизнеса был доступ к большим суммам дешевых денег с высокой скоростью. По мере появления токенизации активов «реального мира» RWAT, индивидуализированных моделей скоринга кредитных рисков малого бизнеса на основе искусственного интеллекта и распространения децентрализованных финансовых инфраструктур в экономике малый бизнес будет все чаще получать доступ к капиталу на тех же или лучших условиях, что и крупные предприятия.
Еще одним преимуществом крупного бизнеса был доступ к каналам сбыта и рынкам, но это преимущество стремительно теряется по мере того, как любой малый бизнес получает прямой доступ к глобальным B2C- и B2B-рынкам и экосистемам платформ. Еще одним преимуществом крупного бизнеса был привилегированный доступ к наиболее талантливым сотрудникам благодаря возможности платить им больше и их более узнаваемым «брендам работодателя». Это преимущество также сходит на нет, когда, например, стартапы, используя схемы опционов на акции, могут привлекать лучших сотрудников, предлагая им зарплату, льготы и карьерные пакеты,
подходящие именно им.
Традиционные преимущества малого и среднего бизнеса, наоборот, усиливаются
В то же время преимущества, присущие малому бизнесу, становятся все более ценными, и крупному бизнесу очень сложно их воспроизвести или нейтрализовать. Революция в области искусственного интеллекта означает, что подлинно творческое,
новаторское мышление и идеи станут еще более ценными, поскольку именно эти вещи сложнее всего автоматизировать.
Будучи молодыми, гибкими, энергичными, не обремененными идеологическим багажом и корыстными интересами и обязательно предельно сфокусированными, малые компании, естественно, становятся настоящими горнилами прорывных идей,
инноваций и изобретений. Подобно пресловутой мухе в джунглях по сравнению со слоном, малые предприятия, естественно, в силу своего размера, невероятно подвижны, быстры и адаптивны. Как ни в какую другую эпоху, структурная гибкость и антихрупкость являются чрезвычайно ценными преимуществами бизнеса.